Очарование роли жертвы



Почему так трудно отказаться от роли жертвы и вместе с тем от страданий? Работая терапевтом, я не раз задавала себе этот вопрос. Объясняется это разными, в большей или меньшей степени осознаваемыми причинами, четких границ между которыми нет.

1. Страдание превратилось в хорошо знакомое, «родное» ощущение, которым человек «оснастил» свою жизнь. Оно стало настолько привычным, что человек может чувствовать себя с ним вполне комфортно. Конец страданий обусловливает изменение привычки. К такому изменению может привести сознательное решение или некое судьбоносное событие.

2. Для некоторых людей страдание является, по-видимому, единственной возможностью интенсивно себя ощущать. «Я страдаю, значит, я себя чувствую, значит, я живу!» Страдание дает самое сильное ощущение собственной живости. Казалось бы, страдание и живость противоречат друг другу, однако такой парадокс встречается очень часто. Нередко клиенты, «распрощавшись» со своими страданиями, жалуются потом на почти невыносимое ощущение пустоты.

3. Как в классическом случае выгоды от болезни, страдание «вознаграждается». Пока человек страдает, он получает больше любви и внимания. Благодаря болезни, например, инфаркту, человек становится как бы более значительным. Все вертится только вокруг не-го и его болезни.

4.Страдание «возносит» человека на другую позицию. Раз он страдает, он кажется себе лучше окружающих, что при
водит к появлению некой (в большинстве случаев неосознанной) претензии. Поскольку эта претензия не имеет под собой никаких оснований, она не может быть удовлетворена, что, в свою очередь, снова укрепляет человека в роли страдающей жертвы. «Никто меня не понимает» или «все против меня» — таковы основные убеждения «хронических» жертв, остающихся в плену порочного круга страданий. Так, в христианстве страдание за других имеет высокий ранг. Мученичество, в известной степени, хорошая предпосылка для причисления к лику святых.

5. Страдание может получать общественное признание и давать ощущение принадлежности к некой группе. «Бед-
ные брошенные женщины» пользуются поверхностным сочувствием общества, а вот «брошенные мужчины» пока не имеют общественно признанного права на страдание. «Брошенные женщины» образуют группу, которая дает им сострадание, подтверждение и мотивацию. Отказавшись от роли жертвы, женщина перестает принадлежать к этой группе. При всех своих положительных аспектах, тому же риску подвержены и группы самопомо-щи. Зачастую, если хочешь быть членом группы, групповая идентичность велит страдать.

6. В большинстве случаев страдание характеризуется пассивностью. Выйти из пассивного состояния — значит стать активным и отка-заться от роли жертвы. Занять активную позицию в данном контексте означает взять на себя ответственность и «приняться за дело». По моим наблюдениям, в случае семейных переплетений, где имеет место вина в предыдущих поколениях (убийство, санкционирование убийства, лишение собственности и т. д.), страдающим особенно трудно стать активными. Для этих случаев характерны такие симптомы, как безуспешность и безработица. Сохранение роли жертвы нужно этим людям для того, чтобы «не стать таким, как отец или дед».

7. В весьма спорной интерпретации страдание способно восстанавливать собственную невиновность. Боясь признать свою вину, чело-век «прячется» в роль жертвы и внешне снова становится невиновным. В качестве примера можно указать на роль многих людей в Третьем рейхе, которые после войны объявили себя жертвами, которые «были тут ни при чем». Эта позиция стала почти массовым феноменом и долгое время признавалась обществом. Такое отрицание собственной вины преступниками приводит к новым страда-ниям в следующих поколениях.

8. Часто случается так, что, компенсируя непризнанную вину преступников-предков, представители уже следующих поколений испыты-вают беспочвенное чувство вины. Такие переплетения приводят к тому, что эти люди упорно остаются в роли жертвы. Отказавшись от этой роли, из лояльности к жертвам предков человек чувствует себя предателем. Только когда он допустит в своей душе любовь к преступнику, он сможет оставить его поступки на его совести. Тогда исчезнет и необходимость жертвовать собой. Что касается потомков жертв, то из лояльности к предкам они тоже остаются в роли жертв. Их симптомы аналогичны: тяжелые формы болезней и депрессия.

В каждой из приведенных выше ситуаций страдающим можно задать вопрос: «Что будет после того, как страдания закончатся?» Пре-кращение страданий всегда связано с некими последствиями, которые нельзя не учитывать.
Приведу два примера.

Состоянию «я страдаю, потому что у меня скучная работа и маленькая зарплата» можно положить конец, сменив место работы. Ес-ли это связано с необходимостью переезда, на что человек пойти не готов, то ему проще продолжать страдать, чем собрать чемодан.

Если депрессия стала причиной досрочного выхода на пенсию, то с выздоровлением человеку придется вернуться на работу и, со-ответственно, лишиться права на получение пенсии. С материальной точки зрения его положение может ухудшиться, поэтому, вполне вероятно, он предпочтет страдать и дальше.
«Страдать легче, чем решать», — говорит Берт Хеллингер.

 

Из книги И.Кучера, К.Шеффлер "Что же со мной такое?"

 

Поделиться:

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
   __   _      _      _  _     ____   __        __
/ _| / | / \ | || | | _ \ \ \ / /
| |_ | | / _ \ | || |_ | | | | \ \ /\ / /
| _| | | / ___ \ |__ _| | |_| | \ V V /
|_| |_| /_/ \_\ |_| |____/ \_/\_/
Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.

Комментарии

Аватар пользователя Love...

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 ПРОГРЕССИРУЮ!!!

Вот наконец-то степень моей осознанности пришла и в личную жизнь, после прочтения кучи книг на эту тему, различных проработок, появился опыт определения роли жертвы. Оказывается, это очень заметно, когда тобой начинают манипулировать. Видя это, так и крутится в голове «Ну скажи, что ты в действительности хочешь, я отнесусь с пониманием к этому, зачем же меня провоцировать на какие-то действия, когда всё можно сделать быстрее, проще и понятнее». И с улыбкой и разочарованием, смотрю на происходящее… Причём не отреагировав так, как этого ждали, на меня же ещё и обижаются))))

Спуститься на его уровень-это опять играть в родительско - детские отношения, а хочется равного партнёрства. А пытаться объяснить человеку, что бывает по другому- это высокомерная позиция и бессмысленна пока он сам до этого не дорастёт… а может ему это вообще не нужно….

Смотря на это всё со стороны, понимаю, что это просто не мой человек, а очередной грибник (знающие поймут)…. 

Аватар пользователя ElenaMaikova

Да, равного партнерства хочется, но лично я не сильно пока так умею - только учусь. И объяснять что бывает по другому, ИМХО, можно и нужно - не обязательно же это делать высокомерно ;)))).

Вернее не объяснять что бывае по-другому, а просто честно говорить о СВОИХ чувствах и СВОИХ реакциях, и - кто знает - могут неожиданные чудеса происходить. "Вдруг" и станет "по-другому" ))))

Аватар пользователя Love...

Из личного опыта заметила, что встать на путь осознанности и авторской позиции  в сфере работы и социальной жизнь гораздо проще, чем в личной...

Аватар пользователя Vladislava

... потому как у системы видимо нет препятствующего опыта в сфере работы и социальной жизни... а вот в личной - предостаточно. Так же, как и нашей лояльности к этому опыту...

 Прекрасный отрывок!

Комментировать

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
  _   _   _  __  __  __     _                 
| \ | | | |/ / | \/ | (_) __ _ _ __
| \| | | ' / | |\/| | | | / _` | | '_ \
| |\ | | . \ | | | | | | | (_| | | | | |
|_| \_| |_|\_\ |_| |_| _/ | \__, | |_| |_|
|__/ |_|
Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.